К основным причинам дорожно-транспортных происшествий
с участием детей и подростков относятся:
- Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей на дорогах - основная и главная причина. Дети попадают в ДТП из-за несформированности у них координации движений, неразвитости бокового зрения, неумения сопоставить скорость и расстояние, отсутствия навыков ориентации в пространстве и других причин.
- Переход проезжей части в неустановленном месте или вне пешеходного перехода. По этой причине происходят 95% несчастных случаев с детьми на дорогах. Из-за возрастных и психофизиологических особенностей дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают опасности. По данным социологических исследований, 9 из 10 пострадавших вовремя не заметили приближающийся транспорт и ошибочно считали, что находятся в безопасности. В результате произошли наезды.
3. Выход на проезжую часть из-за сооружений, строений, стоящих или движущихся транспортных средств и других препятствий, закрывающих обзор. У детей недостаточно развито чувство опасности, поэтому они порой стремглав бросаются на проезжую часть, забывая о мерах предосторожности. Выбегая на проезжую часть, ребенок, как правило, обращает внимание на большие грузовые машины, не предвидя, что за ними с большей скоростью могут ехать легковые автомобили. В результате происходят наезды. Кроме того, не редко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, движущихся справа в противоположном направлении, и попадают в ДТП.
4. Неподчинение сигналам регулирования. Из-за психофизиологических особенностей дошкольники и дети младшего школьного возраста медленно реагируют на смену сигналов светофора, считают: при красном сигнале, когда транспорта не видно, они успеют перейти дорогу, не догадываясь, что автомобиль может появиться внезапно на большой скорости и в результате произойдет наезд. Многие дети не понимают значения зеленого мигающего сигнала, который горит всего 3 секунды. Видя зеленый, дети переходят дорогу и попадают в ДТП. Кроме этого, дети не знают значения сигналов светофора с дополнительной секцией. Из-за этого на перекрестках часто происходят наезды. Водители иногда не замечают детей из-за их маленького роста.
5. Нахождение на дороге дошкольников и младших школьников без сопровождения взрослых. Дети этих возрастов не могут самостоятельно ориентироваться в пространстве, не осознают опасности транспортных средств. Они считают: если видят автомобиль, то и водитель их тоже видит и остановится. Но этого не происходит, и дети попадают в ДТП по вине взрослых, которые не обеспечили им сопровождение при передвижении по дороге.
6. Игры вблизи и на проезжей части. В силу возрастных особенностей дети не всегда сознают опасность подобных игр, увлекаются, не замечая опасности.
7. Движение детей вдоль проезжей части при наличии тротуара. Дети, увлекшись разговорами или увидев что-то интересное, могут, не думая об
опасности, неожиданно оказаться на проезжей части. Если водитель не увидит, произойдет наезд.
8. Движение детей по проезжей части в направлении, попутном движению транспортных средств. Дети не знают правил движения пешеходов по проезжей части там, где нет тротуара или обочины. Если они идут в направлении, попутном движущемуся транспорту, их могут не заметить водители, что приводит к ДТП.
9. Незнание правил перехода перекресткаприводит к тому, что дети пересекают его не по пешеходному переходу, а по центру. Не ожидая появления ребенка, водитель не успевает затормозить, в результате происходит наезд.
10. Неправильный выбор места перехода проезжей части при высадке из маршрутного транспорта - одна из распространенных причин ДТП.
11. Езда на велосипедах, самокатах, роликовых коньках по проезжей части.Как известно, Правила дорожного движения разрешают ездить на велосипеде по проезжей части с 14 лет. Однако дети, не достигшие этого возраста, часто катаются на велосипедах, роликовых коньках, самокатах по проезжей части и попадают под колеса автомобилей.
12. Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.На проезжей части дети не могут рассчитать свои возможности и нередко стремятся убежать от опасности. Из-за этого происходит наезд.
13. Переход проезжей части дороги не под прямым углом, а по диагонали.Стремясь успеть на подъезжающий к остановке маршрутный транспорт, дети нередко пересекают улицу или дорогу по диагонали, не замечая приближающегося транспорта, и попадают в ДТП.
14. Безнадзорность детей, вызванная тем, что 3/4 родителей заканчивают рабочий день в период с 16 до 19ч.